В архитектуре есть объемы и формы, из которых архитектор создает пространство, способное оказывать на нас эмоциональное воздействие. Образы, воплощаемые в архитектурных постройках, могут быть самыми различными, соответственно разным бывает и эмоциональный отклик.
Так, конструктивизм, зародившийся в России в начале XX века, оставил нам прекрасные сооружения, олицетворяющие динамизм и оптимизм той эпохи. В Ростове-на-Дону построено театральное здание, состоящее из большого куба, выступающего вперед, и призматических корпусов по бокам. Все это сооружение очень напоминает движущийся трактор. Своеобразное, даже, можно сказать, жуткое впечатление производит современный музей в Берлине, своего рода памятник жертвам холокоста: представьте себе цинковый прямоугольный контейнер, изрезанный узкими полосками стеклянных окон, напоминающих стигматы веры.
Так, конструктивизм, зародившийся в России в начале XX века, оставил нам прекрасные сооружения, олицетворяющие динамизм и оптимизм той эпохи. В Ростове-на-Дону построено театральное здание, состоящее из большого куба, выступающего вперед, и призматических корпусов по бокам. Все это сооружение очень напоминает движущийся трактор. Своеобразное, даже, можно сказать, жуткое впечатление производит современный музей в Берлине, своего рода памятник жертвам холокоста: представьте себе цинковый прямоугольный контейнер, изрезанный узкими полосками стеклянных окон, напоминающих стигматы веры.
В русских культовых сооружениях — храмах и церквях — все архитектурные и художественные средства были подчинены идее создания чувства торжественности. Весь строй декоративных элементов: расположенные друг над другом иконы, вертикали свечей, высокий купол с росписями, поддерживаемый стремящимися ввысь колоннами и пилястрами, — необходим для того, чтобы вызвать у человека возвышенные чувства, созвучные его внутреннему состоянию.
Подобные средства использовались и в готической архитектуре: высота готических сооружений достигала 30—40 м. Находясь внутри такого храма, человек ощущал величие Бога и собственную ничтожность.
Таким образом, созданные умелыми руками архитектурные сооружения могут влиять на психику и настроение. Поэтому для создателей интерьеров важны знания психологии восприятия формы и цвета.
На человека воздействуют не столько сами архитектурные формы, сколько их соотношения, общий ритм массы и пространства, масштаба и пропорций — словом, все, что принято называть средствами организации архитектурной формы, в данном случае — организации интерьера.
К средствам организации интерьера относятся композиционный центр и главные композиционные оси, масштаб и пропорции, ритм, симметрия и асимметрия, контрасты и нюансы, а также свет, цвет и фактура поверхности.
На человека воздействуют не столько сами архитектурные формы, сколько их соотношения, общий ритм массы и пространства, масштаба и пропорций — словом, все, что принято называть средствами организации архитектурной формы, в данном случае — организации интерьера.
К средствам организации интерьера относятся композиционный центр и главные композиционные оси, масштаб и пропорции, ритм, симметрия и асимметрия, контрасты и нюансы, а также свет, цвет и фактура поверхности.
Воздействие средств композиции на человека зависит от особенностей его психофизиологии. Из постоянного сравнения с собственным телом в нашем сознании вырабатываются некоторые привычные нормы, которые помогают ориентироваться в размерах и расстояниях. Мы соотносим со своим ростом размеры различных предметов и зданий, мысленно представляя, сколько раз наш рост укладывается в высоте этажа или здания в целом или сколько шагов осталось пройти до намеченного объекта.
Архитектурный масштаб — категория не столько размерная, сколько композиционная, и выражается соотношениями между частями предмета. Независимо от подлинной величины, предмет можно характеризовать как большой или малый, значительный или измельченный, монументальный или рядовой. Возьмем, к примеру, два здания, стоящих рядом, одно из которых трехэтажное, а другое — на этаж выше. Фасад первого здания украшен колоннами, поставленными на высоту второго и третьего этажа, над ними — красивый портик с барельефом. Первый этаж отделан рустом. Второе здание, четырехэтажное, представляет собой типовой панельный дом с балконами и небольшими оконными проемами. При сравнении их по высоте видно преимущество второго здания. Однако благодаря вертикальному строению фасада, поддержанному колоннами и портиком, первое здание воспринимается как монументальное и величественное, по сравнению с « невзрачностью» второго.
В зависимости от назначения сооружения и от того, на какое восприятие оно рассчитано, определяется архитектурный масштаб и соответствующая ему система членений и соотношений между его частями.
В зависимости от назначения сооружения и от того, на какое восприятие оно рассчитано, определяется архитектурный масштаб и соответствующая ему система членений и соотношений между его частями.
Архитектурный масштаб организует, создает то желаемое впечатление от сооружения, какое хотел вложить в него автор.
Пропорция в архитектуре — это определенная соразмерность частей сооружения, соблюдение которой оказывает существенное влияние на организацию гармоничного интерьера.
Пропорция в архитектуре — это определенная соразмерность частей сооружения, соблюдение которой оказывает существенное влияние на организацию гармоничного интерьера.
Только за счет изменений пропорций, частей интерьера или членений поверхностей стен или потолка можно добиться различного впечатления от пространства. Так, довольно узкий коридор можно зрительно расширить путем введения горизонтальных членений на поверхности стен, а низкое помещение «вытянуть» вверх за счет вертикальных. Можно «уменьшить» или «расширить» пространство, «раздвинуть» или «сжать» стены. Определенное соотношение частей и целого помогает снять неприятное ощущение тяжести над головой или эмоциональную напряженность, возникающую при переходе во внутреннее пространство здания.
Процесс восприятия глубины и объемности форм определяется бинокулярностью зрения, обусловленной парной работой больших полушарий мозга. Ориентация человека в пространстве связывается с осью симметрии его тела. Этот принцип симметричности человек переносит и на организацию пространства жилища.
Симметрией мы называем одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Это одно из наиболее сильных средств организации формы. Существует несколько видов симметрии: зеркальная, симметрия левого и правого, центрально-осевая, винтообразная и диссимметрия (небольшое отклонение от симметричности расположения основных объемов).
Желаемый эффект от восприятия симметрии в архитектурном пространстве достигается лишь в том случае, если симметричные элементы могут быть охвачены с первого взгляда. Если симметричный порядок нельзя воспринять из одной точки или с одной линии наблюдения, то охватить единство композиции, полученное благодаря равновесию частей, не удастся.
Применение симметрии в интерьерах жилища должно быть целесообразно. Симметричные формы могут произвести впечатление ненужной величественности и жесткой организованности. Они способны подчинить себе волю человека и стать причиной дискомфорта. Вообще четко симметричных интерьеров лучше избегать, так как они консервативны и не способны к развитию.
Асимметрия — противоположный симметрии метод организации пространства и формы. Единство является целью построения асимметричной системы в той же степени, что и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметрия всегда индивидуальна.
Асимметрия — противоположный симметрии метод организации пространства и формы. Единство является целью построения асимметричной системы в той же степени, что и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметрия всегда индивидуальна.
Восприятие асимметричной композиции сложнее, чем симметричной, так как понять закономерность ее построения возможно, лишь увидев сооружение в целом. Но в этом есть свое преимущество: грамотно сделанные асимметричные интерьеры динамичны, всегда готовы к трансформациям и изменениям.
Ритм — еще одно сильное композиционное средство.
Ритм — еще одно сильное композиционное средство.
В самой природе уже заложен ритм. Одинаковые по форме и размеру листочки на дереве, бегущие по небу похожие облака, красочные пятна на оперении птиц складываются в неповторимые образы. Природный ритм как отражение закономерностей реального мира вошел во все виды искусства, став одним из необходимых средств организации художественной формы. В архитектуре ощущение ритма создается чередованием элементов в пространстве, интервалами между ними либо непрерывным изменением свойств единой формы, например спирали.
Ритм может быть простым или сложным. Простой ритм основан на повторении одной и той же формы, сложный — на повторении групп форм. Композиционный ритм складывается минимум из трех элементов, ритмический ряд — из четырех и более. Так, ритмическое повторение колонн в аркаде или на фасаде здания создает необходимый композиционный ритм. Окна, расположенные на стенах зданий в определенном ритме, могут сильно воздействовать на образ постройки. Если вспомнить французскую архитектуру — к примеру, знаменитое здание Лувра, — то мы увидим, что оконные проемы уменьшаются постепенно по своей высоте в разных этажах здания, начиная с первого, что придает более величественный вид четырехэтажному зданию.
Ритм сильно воздействует на эмоции. Неумелое применение ритмических структур в интерьере приводит к утомлению восприятия. Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной последовательности его ряда. Это может быть сгущение элементов ряда на углах или применение активного по форме и размерам объема, разрывающего чередование элементов. В том же здании Лувра ритм одинаковых оконных проемов сбивается расположенными вставками с пилястрами и декором. Ритм может придать сооружению статичность или динамику.
Человек воспринимает окружающие его предметы через их соотношения. Сравнивая размеры частей предмета, тональности цвета, можно выявить виды связи между элементами композиции. Простейший вид — тождество, или равенство. При ярко выраженном сходстве мы можем говорить о нюансе, а при преобладании различий — о контрасте. Однако выраженность этих видов зависит от условий их восприятия, которые иногда приводят к возникновению оптических иллюзий. Так, кажутся неравными вертикальная линия и абсолютно такая же по длине, но перпендикулярная ей горизонтальная, так как вертикаль всегда кажется намного длиннее горизонтали. Геометрическая фигура, вписанная в фигуру более крупную, кажется заметно меньше, чем фигура, равная ей по размерам, но соседствующая с более мелкими.
Прием создания иллюзии можно использовать с определенной целью, например для придания монументальности помещению или объему. Большое пространство кажется еще обширнее, если раскрывается сразу после маленького. Величественность маленькому помещению придают мелкие детали и членения, создающие ритмические повторения.
И наконец, важным моментом в восприятии формы и пространства интерьера служат ядро и главные оси композиции.
Композиционное ядро — одно или несколько помещений, где протекает основной функциональный процесс, ради которого создано данное сооружение. Композиционные оси — направления, по которым организуется движение к центру, композиционному ядру. Там, где у сооружения есть сильно выраженные пространственные оси, человек чувствует побуждение двигаться вдоль них. Ярким примером тому служат переходы на станциях метрополитена, побуждающие людской поток двигаться в нужном направлении.
Композиционное ядро — одно или несколько помещений, где протекает основной функциональный процесс, ради которого создано данное сооружение. Композиционные оси — направления, по которым организуется движение к центру, композиционному ядру. Там, где у сооружения есть сильно выраженные пространственные оси, человек чувствует побуждение двигаться вдоль них. Ярким примером тому служат переходы на станциях метрополитена, побуждающие людской поток двигаться в нужном направлении.
Задачей архитектора является организация такого пространства, в котором четкое восприятие содержания и структуры сооружения будет соответствовать исходному замыслу. Войдя через главный вход, человек движется внутри пространства по направлению к тому помещению или группе помещений, которые представляют ядро композиции. В связи с этим архитектурная композиция должна быть построена так, чтобы при движении по направлению композиционных осей раскрывалось содержание и постепенно нарастало эмоциональное воздействие на человека. Кульминационным моментом восприятия будет центр композиции сооружения.
Если мы имеем довольно просторную квартиру или дом, то главной задачей при проектировании этого пространства будет деление на зоны с использованием прихожей как вспомогательного помещения, подводящего к главному — гостиной. Прихожая должна подготовить человека к восприятию композиционного ядра квартиры, дать четкое направление движения, не вызывая желания задержаться в ней. При грамотной планировке и оформлении гостевой зоны возникает ощущение достигнутой цели, покоя и завершенности.